Bfsoft.ru

Программы, сервисы, полезные советы о компьютере и интернете
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стилистический анализ текста

Стилистический анализ текста

Чтобы сделать стилистический разбор текста, необходимо определить, что исследует стилистика. Предметом ее исследования является речевая организация в конкретном тексте или в типе текста. То есть не сама структура языка и не отдельно взятые средства языка, а их возможные сочетания в отдельных сферах деятельности и в зависимости от определенных положений общения. На сегодняшний день выделяют в стилистике направления, различающиеся методом анализа текста.

Схема выполнения разбора текста по пунктам

Для проведения стилистического анализа какого-либо текста применяется следующий алгоритм:

  1. Определить, есть ли основная функция, какие имеются задачи речи в итоге. Наличие дополнительных функций.
  2. Выделить характерные особенности.
  3. При помощи каких средств данные особенности могут создаваться.
  4. Какой жанр или сфера применения.
  5. Определить, какие из этих особенностей присущи к речи: эмоциональность, образность, непринужденность, точность, расплывчатость, субъективность.
  6. Специфика речи: фразеология, лексика, грамматика. (Возможно, привести отрывок для примера).
  7. Вывод.

Пример стилистического анализа

Текст для разбора:

Ламповые усилители. В сравнении с транзисторными УНЧ, поступающее сопротивление выходного лампового каскада, является высоким – доходит до нескольких десятков ОМ, поэтому чистота и качество звука зависит от сборки и качества ламп выходного каскада и от качества работы выходного трансформатора, который выступает в роли согласующего.

Пример стилистического анализа:

  1. Цель всего вышенаписанного текста – сообщение.
  2. Сообщение имеет форму понятия или определения (особенность ламповых усилителей). Скорее всего этот отрывок из учебника или энциклопедии.
  3. Таким образом можно определить сферу применения данного отрывка – это строки научного характера, но не делового.
  4. Этому отрывку сопутствуют следующие характерные особенности: бесстрастность, объективность, ясность, точность, отсутствие образности.
  5. Эти особенности формируются при помощи следующих средств: строки несут характер научной терминологии, которые состоят из отдельных фраз, имеющие терминологический характер (сопротивление выходного лампового каскада и т. д.). Содержимое отрывка не имеет эмоциональной лексики. Грамматические особенности: порядок слов в предложениях – прямой.
  6. Синтаксис отрывка подтверждает, что строки текста научного стиля.

Научный стиль написания текста

Описание научного стиля

Для определения этого стиля в тексте необходимо знать его признаки и особенности. Такими особенностями являются – применение терминов, научных определений, иностранных выражений и слов, большое количество среднего рода существительных (свойство, отношение), а также отсутствие эмоциональной окраски. Стиль еще характерен логическим выражением мысли, что способствует логической связи между предложениями и их отдельными частями. Научный текст, как правило, часто имеет сложные повествовательные предложения с немалым количеством деепричастных и причастных оборотов.

Официально-деловой стиль

Описание официально-делового стиля

Этот стиль пестрит речевыми штампами (без уважительной причины, в случае неявки и т. д.). Однозначность, достаточно ясные определения, не имеющие дополнительного формулирования. Повсюду употребляются слова, употребляемые должностными личностями (обязан, постановил, имею право). Отсутствие описаний рассуждения. Официально-деловому стилю присуще утверждающее изложение материала, официальность речи, сжатость высказываемого. Из-за манеры выкладывать множество подробностей даже в простых предложениях, переполнено однородными членами предложения и обособленными выражениями. Поэтому выполнить стилистический анализ такого текста не составит труда.

Разговорное повествование

Оисание разговорного стиля

Предложения этого стиля предполагают применение повседневной бытовой лексики, использование простых выражений повествующего. В тексте разговорного стиля практически отсутствуют термины и различные иностранные слова, но используются строки с эмоциональной окраской: фамильярность, неодобрительность, ирония и т. д. Признаками разговорного стиля являются наличие простонародных словоформ (прикупить, денежка, очкастый и т. д.), наличие междометий, а также восклицаний (Ой, Тьфу-ты!, Ах). Здесь используются неполные предложения, нечеткое выражение некоторых фраз (Здрасьте).

Художественный стиль текста

Этот стиль особенный, что позволяет его анализировать с первых строк. Художественная речь вобрала в себя все разнообразие. Средства языка используются в полной мере для создания художественного образа: эпитеты, сравнения, метафоры. Строки являются динамичными, наполненные немалым количеством глаголов, антонимов, слов в переносном значении. Используются также наряду с общелитературными словами жаргонизмы, диалектизмы для лучшего описания героев рассказа.

Публицистический стиль речи

Описание публицистического стиля

Характерен наличием политической и общественной терминологии (идеология, расизм, компартия), доступностью и простотой изложения, точностью описания, лозунгами и призывами (Миру – мир!). Ему присущи также черты научного стиля, в особенности терминология, художественного стиля – средства языка, официально-делового – официальность речи. Часто используются восклицательные, а также вопросительные предложения.

Таким образом, выполнить стилистический анализ любого текста не составит труда, если понимать основные особенности разных видов повествования.

Задание 1 — Теория ЕГЭ 2022 по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания №1–3.
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)

Задание №1.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Ответ: 1234

Теория для задания №1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Читайте так же:
Что такое WWW?

Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.
Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.
Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний
Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности.
Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.
Автор: ученые и специалисты в своей области.
Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.
Вид речи: преимущественно монологический характер
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием)
Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность
Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.
Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)
Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.
Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.
Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.
Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.
Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.
Вид речи: преимущественно монолог
Тип речи:в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).
Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоциональность
Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.

Читайте так же:
Заказное письмо Подольск ДТИ что это

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.
Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).
Вид речи: преимущественно диалог.
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).
Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.
Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

Публицистический стиль

Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.
Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)
Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность
Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.
Адресат: информация предназначена для широких слоев общества
Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.
Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.
Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.
Форма речи : публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.

Художественный стиль

Художественный стиль — функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.
Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.
Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.
Автор: писатель, поэт,
Форма речи: преимущественно письменная.
Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.
Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.

Читайте так же:
Фото девушек на аву ВК без лица

Методы стилистического анализа текста

Стилистический анализ текста — что под этим понимается

Стилистика – это лингвистическая наука о способах речевой выразительности и о правилах функционирования языка, обусловленных грамотным применением языковых единиц в зависимости от содержания, цели, ситуации, сферы общения и прочих факторов.

Стилистический анализ текста рассматрива ет произведение с точки зрения его коммуникативных качеств и коммуникативно-прагматическо го знач ения , выявля ет риторические приемы формирования смыслов и образов. Основными целями такого анализа являются:

изучение типовой ситуации общения;

исследование стилевых черт, свойственных тексту;

анализ языковых средств, которые связаны со стилевыми чертами и ситуацией общения.

Варианты стилистического анализа текста

Стили

Разбор любого текста не составит труда, если понимать основные особенности разных видов повествования:

  1. Научный стиль написания характеризуется обилием терминов, научных определений, иностранных фраз, большим количеством существительных среднего рода, отсутствием эмоциональной окраски. Преобладает логическое выражение мысли. В научном тексте преобладают сложные повествовательные предложения с большим числом деепричастных и причастных оборотов.
  2. Официально-деловой стильизобилует речевыми штампами (согласно договору, в соответствие с договоренностью и т. д.). Используются слова, употребляемые должностными лицами (утвердил, согласовал, обладает правом). Официально-деловой стиль характеризуется утверждающим изложением материала, официальностью речи. Из-за того, что даже в простых предложениях содержится множество подробностей, текст переполнен однородными членами предложения и обособленными выражениями.
  3. Разговорное повествование предполагает использование повседневных бытовых выражений. В текстах нет терминов и иностранных слов, но есть фрагменты с эмоциональной окраской: фамильярность, неодобрение, ирония и т. д. Приметами разговорного стиля является постоянное использование простонародных выражений (закупился, деньга, малой и т. д.), обилие междометий, а также восклицаний (Ох, Тьфу на тебя!, Ах!). В материале встречаются неполные предложения, нечёткая выраженность некоторых фраз ( Здрасьте ).
  4. Текст в художественном стиле комплексный метод, вобравший в себя все многообразие форм. Функция языка используется в полной мере для формирования художественного образа: эпитеты, сравнения, метафоры. Строки динамичны, наполнены глаголами, антонимами, словами в переносном значении. В художественной литературе применяются жаргонизмы, диалектизмы с целью лучшего описания действующих лиц.
  5. Публицистический текст наполнен политической и общественной терминологией (религия, демократия, социалист). Здесь реализуется принцип доступного и простого изложения. Для этих текстов характерны точность описания, лозунги и призывы (Нет войне!). В нем есть черты научного стиля, в частности терминология, художественного стиля – языковые инструменты, официально-делового – официозность речи. Присутствуют восклицательные, а также вопросительные предложения.

План стилистического анализа текста

Общую схему разбора можно представить следующими этапами:

определяем стиль и жанр произведения;

на какую сферу общения и ситуацию ориентирован текст;

важные функции (общение, сообщение, воздействие);

какому читателю мы предлагаем текст к прочтению;

форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение или их комплекс), вид речи (монолог, диалог, полилог);

образ писателя и его функции в произведении;

индивидуальные особенности текста на уровне выбора языковых средств;

также в ходе стилистического анализа следует проанализировать текст с точки зрения словообразования, морфологии и синтаксиса.

Порядок проведения, применяемые приемы и алгоритмы, образец

К примеру, проанализируем следующий текст:

«Гроза – явление природы, которое характеризуется появлением электрических разрядов в грозовых тучах, а также между ними, поверхностью земли и объектами, расположенными на ней. Молниям сопутствует сильный ветер (иногда шквальный), обильные дожди, возможен град. Гроза провоцируется высоким скоплением водяного пара над разгоряченной солнцем сушей в жару, а также происходит при движении больших масс холодного воздуха в теплые слои».

Темой повествования является научное описание природного явления. Целью является донесение информации о том, как возникает гроза. Текст читается от третьего лица. О научном стиле написания свидетельствует логическая последовательность изложения информации, его структурная и смысловая законченность. Изложенный материал имеет также научно-популярный подстиль. Вид повествования — прозаический.

Информация может быть адресована широкому кругу читателей — от педагогов до школьников. Предложения ровные, без эмоциональной окраски, что говорит о нейтральном фонетическом стиле. В тексте нет синонимических рядов, преобладают термины. Повествование состоит из 3-х простых предложений, осложненных однородными членами и причастными оборотами.

Вывод: анализ каждого уровня статьи, и в особенности лексического, является неоспоримым доказательством проявления научного стиля.

Стилистический анализ

Общее представление о стилистическом анализе текста

Статистический анализ текста – это разновидность языкового анализа, которая заключается в изучении речевой организации языковых средств в конкретном тексте.

Читайте так же:
Как передать изображение с телефона на компьютер

Основная цель стилистического анализа текста состоит в тщательном исследовании следующих аспектов:

  • типовой ситуации общения;
  • стилевых черт, которые свойственны тексту;
  • языковых средств, которые взаимосвязаны с ситуацией общения и стилевыми чертами.

Следовательно, стилистический анализ текста оставляет без внимания структуру языка в пользу изучения принципов отбора языковых средств и их сочетания в различных сферах деятельности. Причём необходимо определить степень влияния на образование этих принципов конкретных коммуникативных условий общения и экстралингвистических стилеобразующих факторов.

Проведение стилистического анализа текста следует начать, в первую очередь, с обследования важнейших составляющих текста. К их числу, прежде всего, относятся формат, лексика, грамматика текста. Кроме того, необходимо обращать внимание на насыщенность текста терминологией и наличии в предложениях различных вставок, клише. Благодаря определению параметров этих факторов исследователь может установить функциональный стиль речи, в котором преимущественно написан изучаемый текст.

Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, которые различаются условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности:

  • научный стиль – используется в научных произведениях (статьях, монографиях, учебной литературе и т.п.) и в научных целях (описание открытий, описание законов, выявление закономерностей, обучение и т.п.);
  • официально-деловой стиль – используется для передачи информации в официальной обстановке (как правило, в сфере законодательства, делопроизводства и т.п.);
  • публицистический стиль – используется для воздействия на людей через средства массовой информации (посредством статей, интервью, репортажей и т.д.);
  • разговорный стиль – используется для непосредственного общения (обмен мыслями, чувствами и информацией) в неофициальной (бытовой, повседневной) обстановке;
  • художественный стиль – используется в художественной литературе для передачи мыслей и чувств автора и воздействия на воображение и чувства читателя.

Готовые работы на аналогичную тему

Знание особенностей каждого функционального стиля позволит провести грамотный и достоверный стилистический анализ текста.

Варианты стилистического анализа текста

Стилистический анализ текста можно условно разделить на несколько направлений, которые отличаются друг от друга применяемыми методами анализа.

Во-первых, выделяют функциональный стилистический анализ. Он ориентирован на исследование реализации основных функций разных видов речевых произведений, которые различаются функциональными стилями. Также внимание акцентируется на изучении применения разноуровневых языковых и речевых средств. Это позволяет охарактеризовать влияние экстралингвистической основы стилей на формирование их речевой системности.

Практический стилистический анализ нацелен на определение используемых в текстах отдельных произведениях стилистических средств языка. Это даст основания для утверждения о выполнении ими тех или иных стилистических функций.

Кроме того, можно говорить о существовании такого направления, как стилистика текста. В данной системе координат главная цель стилистического анализа состоит в выявлении той речевой организации языковых средств, которая способствует выражению концепции и замысла автора.

Таким образом, в зависимости от объекта исследования может быть использовано несколько вариантов стилистического анализа.

Общая схема проведения стилистического анализа текста

Воплощение в жизнь стилистического анализа текста предполагает наличие перед началом исследования определённой схемы проведения анализа. Как правило, общая схема проведения стилистического анализа текста может выглядеть следующим образом.

Сперва должна быть определена задача, на решение которой будет направлен стилистический анализ. Обычно в данном случае имеют в виду определение идеи и темы публикации, выявление читательского адреса этого текста, характеристика стилистики текста, определение его вида и жанра. Для достижения намеченных результатов необходимо прибегнуть к различным видам стилистического анализа.

Непосредственный стилистический анализ текста начинается с его фонетической характеристики. Она предполагает установление стиля произношения и ритмики текста. Также должны быть описаны звуковые приемы художественной выразительности и произносительные варианты, используемые в данном тексте.

Далее следует провести семантический анализ текста, в результате которого будет указано преимущество однозначных или многозначных слов, а также определены типы лексических значений слов. На этом же этапе в тексте выявляются отношения синонимии, антонимии, омонимии и паронимии.

Составной частью стилистического анализа является характеристика словарного состава текста, то есть его лексико-фразеологический анализ. В том числе указывают на использование лексико-фразеологических средств, в первую очередь, тропов и стилистических фигур.

Также в процессе стилистического анализа текста следует обратиться к словообразовательному, морфологическому и синтаксическому анализам. Они также дадут данные для характеристики стилистики текста.

После проведения стилистического анализа необходимо составить общий вывод. В нём должны быть отображены роль экспрессивных и неэкспрессивных средств различных уровней текста, ведущий уровень в формировании функционального стиля исследуемого текста и характеристика отношений между уровнями.

Стилистический анализ текста

1. Определите стилевую принадлежностьпредложенного отрывка, выполнив(устно) стилистический анализ текста по плану (см. ниже).

Читайте так же:
«Сетевой Город. Образование» sgo71.ru Тульская область

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел. (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно. (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу)

Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.)современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

Что необходимо знать о каждом стиле:

  • определение стиля;
  • основную функцию;
  • сферу применения;
  • жанры стиля;
  • стилевые черты:
    • общие особенности стиля;
    • языковую специфику

    План стилистического анализа текста

    1. Предварительно отнести текст к одному из функциональных стилей (научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговор­ному, художественному).

    2. Определить тему текста. (Следует помнить, что тема (предмет со­общения) – это то, о чем говорится в тексте).

    3. Определить основную мысль текста. Идея текста (его основная мысль) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора)).

    4. Определить задачи речи.

    5. Определить сферу применения текста (сферу коммуникации). (Для научного стиля – наука, для офи­циально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отноше­ния, т.е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.)

    6. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане. (Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведенья), найти, если есть, компо­ненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, за­ключение.)

    7. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится текст. (Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуж­дения, рассуждение с элементами описания и т.п.)

    8. Определить форму (письменная или устная) реализации стиля.

    9. Назвать стилевые черты, присущие тексту. (Например, для текстов науч­ного стиля – логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т.д.)

    10. Указать стилистические языковые средства, т. е. устано­вить языковую специфику текста.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию